Гран-при Монако — уникальное событие в календаре гонок «Формула-1».
Это гонка с богатой историей и невероятным сочетанием вида компактных улочек старого княжества и проносящихся по ним самых быстрых на земле болидов. Гран-При в Монте-Карло появилось в календаре «Формулы-1» в 1950-х годах. и на этой трассе «Формулы-1» мечтает победить каждый гонщик!
Княжество Монако — вокруг паддока «Формулы-1»
В историю Гран-При Монако вписаны такие именитые пилоты, как Джеки Стюарт, Стирлинг Мосс, Ален Прост (побеждали по четыре раза), Грэм Хилл и Михаэль Шумахер (пятикратные победители) и легендарный бразилец Айртон Сенна (рекорд — шесть побед).
Само княжество окутано роскошью не только окружающих пейзажей, но и наличием дорогого жилья, автомобилей, заведений и, конечно, одно из старейших в мире казино. В Монако проживают звезды кино, ТВ, политики, спорта и музыки. многие объекты недвижимости куплены олигархами и банкирами разных стран.
Трасса в Монте-Карло находится в числе этапов Гран-При с 1955 года и была сформирована из обычных городских дорог, которые и до, и после гонок доступны для общего пользования. Все улочки, по которым проходит легендарная трасса, очень узкие, обгонять здесь практически невозможно.
Эта гоночная трасса очень требовательна к пилотам. Считается, что именно здесь проверяются мастерство, опыт и психологическая закалка гонщика. В Монако удивительным образом сочетаются самый медленный поворот в «Формуле-1», который пилоты проходят на скорости менее 50 км/ч, и один из самых быстрых, который гонщики преодолевают на скорости за 260 км/ч. невероятное сочетание! Пилоты вынуждены вести свои болиды по трассе в Монако очень близко к барьерам безопасности. А возможность ошибки просто отсутствует.
Во время гоночного уик-энда зрители собираются вокруг трассы в Монако. Для этих целей используется все, что окружает трассу. Это и возведенные организаторами временные трибуны вокруг гавани. Более обеспеченные зрители прибывают в порт Монако на своих катерах и шикарных яхтах и имеют возможность наблюдать за проносящимися болидами прямо с них, попивая шампанское!
Балконы домов вокруг трассы также используются зрителями. Некоторые даже на время гонки сдают свои квартиры в аренду за огромные деньги специально для фанатов. Многие отели также неплохо на этом зарабатывают, организуя смотровые площадки наверху зданий и на балконах.
Часть II. Прогулка по пит-лейн в Монако с фотокамерой
С одного этапа можно привезти сотни фотографий мелких деталей, которые нигде не будут опубликованы. Вопрос с реализацией фотоснимков стоит у всех фотографов, вернее того количества качественного материала, что удается получить с каждого этапа.
В современной России же вообще данная тематика не востребована ни в каком виде. Речь идёт о журналах и газетах. Впрочем фанатам и так всё известно, со времён журнала «Формула-1» в России не появилось ни одного российского автоспортивного издания такого уровня.
Одно из направлений фотосъёмки на пит-лейн это съёмка крупных планов пилотов. Глаза, шлем гонщика, съёмка этих деталей достаточно сложная в реализации задача. Для этого нужно иметь отличную фотоаппаратуру — Canon 1DX, Nikon,D5, D6 в связке с светосильной оптикой, уровня Canon 400 mm 2:8 IS. Это дорогие объективы, но они дают самый приемлемый результат.
Вместе с тем, в настоящий момент даже такие сверх дорогие линзы не могут дать «глянцевый» красивый рисунок, поскольку при такой фотосъёмке приходится увеличивать параметр ISO достаточно существенно — от 800 единиц до 6400 единиц.
Впоследствии ещё приходится кропить изображение, если фотосъёмка идёт на объектив 400mm без экстендера 1.4х или 2х. Я предпочитаю использовать экстендер даже на 500mm f5:6. Потери при высоком ISO в таком случае просто не заметны, кто бы что не говорил. Несколько позднее я сделаю отдельный обзор на используемые при фотосъёмке фотоаппараты и объективы, а также плюсы и минусы каждой модели.
Снимая на пит-лейн, я обычно работаю следующим образом. Сначала делаю ознакомительный проход с широкоугольным объективом, если позволяют временные рамки (иногда есть ограничения и приходится работать в скомканном режиме). После ознакомления с обстановкой, я делаю проход с длиннофокусной оптикой, и снимаю детали, работу механиков, новинки аэродинамического оперения болидов. Следующий проход — работа с широким углом, но уже более детальная.
Часть III. Выходной день в Монако
Княжество Монако находится фактически во Франции и в нескольких километрах от границы с Италией. Команды, журналисты и болельщики обычно прилетают в аэропорт Ниццы. От Ниццы до Монако примерно 15-20 минут на поезде.
Снять номер в Монако можно вскладчину, одному получается очень накладно. Поэтому журналисты и фотографы часто скидываются и снимают сообща большую квартиру или дом в Монако или в окрестностях. Я же обычно останавливаюсь в Ницце, так как это самый дешевый вариант расположения и достаточно удобный для меня.
Недалеко от Монако есть красивый курортный городок — Ментон. Приятное место, но с ценами на жилье там тоже очень непростая обстановка. Улицы Монако, если сравнить Ниццу и Монако, то это «две большие разницы». Из Ниццы хочется поскорее уехать (субъективно за последние годы стало достаточно грязно на улицах, много мигрантов, особенно в вечернее время, когда французы предпочитают находится дома), тогда как из Монако — нет, это уютное место для прогулок и приятного времяпрепровождения,
Гоночная трасса в Монако состоит из городских улиц Monte Carlo и La Condamine, включая в себя и знаменитую гавань. Уникальность гонки состоит еще и в том, что трасса хоть и меняла свой облик, но не на столько сильно, как другие исторические трассы (Нюрбургринг, Спа-Франкоршам, Монца). Сам трек имеет огромные перепады высот, что еще больше увеличивает требовательность к пилотам в плане физических нагрузок.
Один из немногих поворотов на трассе, где возможен обгон, особенно во время старта, это вираж Sainte Devote. В этом повороте, который является первым после старта, очень часто случаются аварии. Вторая возможность для обгона в Монако, это шикана Nouvelle, после тоннеля. Преследующий болид нередко вынуждает своего соперника ошибиться в этом месте и срезать поворот.
Учитывая то, что мест для обгона в Монако почти нет, квалификация является самым важным моментом гоночного уик-энда. Именно высота позиции на старте может обеспечить хороший гоночный результат по итогам заезда. Но стоит сделать ошибку в субботу на квалификации, и уик-энд для гонщика будет практически закончен.
Прорываться с последних мест в Монако очень сложно, а иногда просто нереально. Пройти круг идеально в субботу на квалификации — очень непростая задача для любого гонщика, не говоря уже о новичках. Гонка начинается со стартовой прямой, которая в обычные дни, а также после закрытия каждого гоночного дня уик-энда, является доступной для городского трафика и прогулок людей.
P.S. МЕДИА-ЦЕНТР в Монако: за кадром гламура
Меня часто спрашивают, наверное журналисты, фотографы на гонках «Формулы-1» находятся в классных условиях? Ведь как иначе, Монако, красивые машины, пафос, «Формула-1» и так далее.
Но как это обычно (или всегда) бывает, жизнь, она более суровая. А люди так устроены, что по ТВ, на фото дают лишь ту картинку, которую хотят видеть большинство людей. То есть что-то хорошее, то о чём можем помечтать, пофантазировать. Современные медиа так и устроены, главное показать что-то положительное и яркое. Это тоже хорошо, но я считаю, что нужно также людям показывать картинку такой, какая кона есть на самом деле — «за кадром». Это важно, для понимания, для анализа, для баланса мироощущения каждого человека.
Условия нахождения фотографов и журналистов на гонках «Формулы-1» разные. Несколько фотографов и журналистов действительно могут позволить себе лучшие условия проживания и логистики. Например, некоторые зарубежные фотографы в 2018 году жили в Бельгии в отеле рядом с трассой Спа-Франакоршам вместе с гонщиками и боссами команд (это не единственный пример разумеется). Но это исключительное исключение. В основном фотографам и журналистам приходится искать более-менее приемлемые по финансам места для устройства своего быта на период гоночного уик-энда.
Экономить приходится на всем, даже на еде. И это не зависит от заработной платы — банально некогда поесть. Так как каждый час расписан и если ты не снимаешь на трассе, в паддоке, в городе, то сидишь в медиа-центре или отеле и разбираешь отснятый материал. А количество материала всегда огромно. У каждого фотографа.
Некоторые в Монако подрабатывают вечерами на яхтах, снимая вечеринки. Не раз наблюдал такую картину, как некоторые фотографы привлекают силы своих агентств и обеспечивают фотосопровождение вечеринок вечером в пятницу, когда в Монако выходной день и нет гонок.
Для фотожурналиста Гран-При Монако начинается с Центра аккредитации СМИ. Он находится на холме, с видом на море.
Сами условия медиа-центра всегда разные. На старых трассах — хуже, на новых, отличные. Например в Монако, сам медиа-центр находится на втором этаже административного здания, место для журналистов удобное, для фотографов — менее удобное, так площадь очень ограничена, а людей много. Кто пораньше приезжает, тот может расположиться в основном зале, где сидят пишущие журналисты и некоторые ТВ-шники. Еда в виде сухих сендвичей бывает раз-два за день (бесплатная), но надо успеть ухватить хотя бы эту булку, иначе придётся сидеть на воде или заранее брать с собой что-то. В центре стоят автоматы с шоколадными батончиками и напитками, но это все-равно расходы от 3 до 20 евро в день за весьма сомнительную еду.
Я приучил себя в Монако заходить утром на рынок, и покупать свежие фрукты, а в булочной брать какую-то выпечку на день — и недорого и вкусно. На других этапах я и вовсе действую по старинке — беру с собой с вечера приготовленные сваренные яйца, колбасу, сыр, воду, сок, шоколад. На собственном опыте заметил, чем больше ты жуешь, перекусываешь, не наедаясь, тем лучше тебе работается. Чувство голода так или иначе отвлекает от фотосъемки.
Надеюсь данный фоторепортаж будет интересен читателю. Продолжение, рассказ о гоночных днях уик-энда Гран-При Монако следует.
Если Вы любитель фотографии и высоких скоростей, то, возможно, Вам будет интерес коллекционный авторский проект изданный в 2020 году — Glamour and Speed: Photographing The Monaco Grand Prix: How I photographed the Formula 1 Monaco Grand Prix 2019
Представляю вниманию мой новый печатный проект – фотоальбом на 100 страниц выполненный на качественной плотной фотобумаге. Посвящён фотосъёмке Гран-При Монако 2019 года. В этом альбоме я знакомлю читателя с фотоснимками сделанными на Гран-При Монако 2019 года с их привязкой к поворотам легендарной трассы в Монте-Карло. Каждый снимок сопровождается всеми техническими данными о фотосъёмке.
Более подробно можно ознакомится на страничке фотоальбома ЗДЕСЬ.
С уважением,
Александр Серёгин
25 april 2020