Рассказ о книге Freezing Speed фотографа John Blakemore
В прошлом выпуске журнала я рассказал читателю о такой интересной с исторической точки зрения книге, как Speed Camera: The Amateur Photography Of Motor Racing британского фотографа Eric Sidney Tompkins. Вероятно, это была первая книга о фотосъёмке автоспорта в истории, которая датирована 1947 годом.
Сегодня же в моих руках находится один из выкупленных образцов малоизвестной книги о фотосъёмке гонок Гран-При Формулы 1 американского фотографа John Blakemore под названием Freezing Speed. Об уровне автора работы нам говорит предисловие, которое написано к этой книге самим Alain Prost – великим французским автогонщиком, четырёхкратным чемпионом мира Формулы 1 и закадычным соперником бразильского Волшебника Ayrton Senna.
Эта книга нестандартного, альбомного формата, увесистая, яркая. Но в тоже время соответствует технологиям и дизайну конца 80-х, начала 90-х годов – фотографии расположены на тёмном фоне, без каких-либо наложений фотоснимков друг на друга или дополнительных дизайнерских вставок. Датировано издание 1989 годом, напечатано в США в Калифорнии, по объёму книга состоит из 160 страниц, ISBN 1-788649-06-X.
На эту книгу я наткнулся, работая над своим книжным проектом о фотосъёмке авто- и мотоспорта. Таких изданий, именно книг, а не альбомов, с подробным описанием, как снимать автогонки немного. В основном фотографы, снимающие спорт уровня Формулы 1 выпускают красивые альбомы и другую аналогичную полиграфию. А вот рассказать о самом процессе фотосъёмки готов не каждый.
Но эта книга особенная, поскольку John Blakemore решил поделиться своим опытом фотосъёмки автогонок Формулы 1 и рассказать непосредственно о технике фотосъёмки — как снимать, на какое оборудование, какие техники фотосъёмки применять. И вообще, погрузить немного читателя в мир Формулы 1, но с изнанки, которую видит фотограф, а не болельщик. Безусловно, не каждому это интересно, но любителю фотографии или профессиональному фотографу автоспорта этот материал Джона придётся по душе. Кроме того, интересна она ещё и по той причине, что на самих снимках запечатлён один из наиболее легендарных периодов в истории гонок Гран-При – конец 80-х годов.
Давайте заглянем внутрь книги и полистаем страницы некоторых глав, которые ярко и красочно продемонстрируют чем же с читателем хотел поделиться автор, чему научить или посоветовать.
В водной части авто говорит для чего он подготовил эту книгу: «Мое намерение состоит в том, чтобы эта книга дала представление о методах первоклассной фотографии, а также послужила источником вдохновения для того, чтобы взглянуть на наш вид спорта новым и более творческим взглядом. Я надеюсь, что в следующей гонке вы сможете увидеть с более широкой точки зрения, усвоить больше деталей…».
В самой первой главе автор рассказывает о базисных понятиях при фотографировании автогонок Гран-При, рассказывает о необходимости особого взгляда на фотосъёмку автогонок Гран-При. Особенно подчеркивает автор следующее: «Любой может сфотографировать машину на трассе. Это действительно просто: достаточно следовать тому, что запечатлено в других фотокнигах, в которых рассказывается о фотосъёмке гонок. Затем, можно взять “сверхскоростную” камеру и плёнку, использовать чрезвычайно высокую выдержку и, черт возьми, Вы сфотографируете объект, заморозив его! Но похоже ли, что он движется? Или это выглядит так, как будто машина остановлена, заглохла на трассе? Не очень захватывающе, не так ли?». Такой вот риторический вопрос в начале книги ставит автор перед читателем, а уже по ходу ознакомления с другими главами становится понятно, как автор видит процесс фотосъёмки и как нужно правильно показывать и замораживать скорость с точки зрения John Blakemore.
В этой же главе автор жалуется читателю на засилье в газетах и журналах «обычных» фотоснимков с гонок Гран-При, и не востребованности во многом красивой авторской фотографии, например снятого на длинных выдержках болида в движении.
«Учитесь на работах других фотографов. Что-то из увиденного вами действительно будет классным, но, с другой стороны, вы увидите и много паршивых работ. Вы можете научиться отличать плохую фотографию от хорошей. Просто убедитесь, что вы понимаете разницу! Старайтесь не делать то, что делают все остальные и попробуйте разработать собственную технику, фотосъёмки, чтобы можно было идентифицировать фотографию как вашу персональную работу, которую не спутаешь с фотографиями других авторов.».
Во второй главе автор делиться своими знаниями относительно того, что нужно фотографировать, на чём необходимо сфокусировать своё внимание фотографу, чтобы максимально детально раскрыть происходящие события.
В третьей главе уделено внимание такому важному аспекту в работе фотографа, как планирование своего времени. То есть, когда и в какое время наиболее правильно находится журналисту, чтобы сделать качественный фоторепортаж в условиях фотосъёмки гонок Формулы 1. Здесь, на мой взгляд, есть интересное наблюдение и совет автора фотографам: «Наиболее важным аспектом планирования является знакомство с трассой. Узнайте, где находятся лучшие места для фотосъёмки. Я стараюсь пройти всю трассу до начала гоночного уик-энда. Особенно важно проехать или пройти всю трассу Гран-При, которая является новой, или на которой я не был некоторое время, или которая, возможно, претерпела много изменений. Двигайтесь по трассе в направлении, противоположном движению автомобилей. Если вы будете двигаться в том же направлении, что и они, вы увидите то, что видит водитель, а не то, что увидит ваша камера.».
Далее автор в четвёртой главе делает разбор о цвете фотосъёмки, специальных фильтрах, и других аспектах, которые были актуальны в 80-е годы прошлого века, при фотосъёмке на плёнку. Сейчас, конечно, это уже не актуально, но тем не менее с исторической точки зрения очень интересно.
В пятой главе автор раскрывает секреты выборы фотокамер и объективов к ним, фильтров, вспышки, аксессуаров. Стоит отметить, что и тридцать лет назад снимать гонки Гран-При было предпочтительнее на длиннофокусные объективы с фокусным расстоянием от 400мм до 800мм.
В последующих главах John Blakemore делится секретами техники фотосъёмки на гоночной трассе, рассказывает о выборе композиции при фотосъёмке спортивных машин Формулы 1. «Если вы используете Kodachrome 64, вот базовое руководство, которое поможет вам начать. При полном солнце (без облачности), когда солнце у вас за спиной, ваша экспозиция, вероятно, должна составлять 1/250 секунды между f8 и f11.1, вероятно, потому что 1/500 может использоваться между f5.6 и f8, но вы уменьшаете глубину резкости и склонны слишком сильно останавливать колеса, тем самым уменьшая ощущение движения и скорости. Однако с длинным объективом (500 мм или 600 мм) вам захочется использовать 1/500, чтобы исключить шевеленку на фотоснимке из-за движения камеры, и, возможно, также монопода. Экспозиция 1/250 хорошо подходит для снимков в лоб, быстрых панорамных снимков или общих живописных снимков. Если вы фиксируете движение камеры или ваши фотографии не получаются четкими при 1/250, попробуйте 1/500 и тренируйтесь до тех пор, пока не станут легко получаться хорошие результаты на этой скорости, прежде чем снова вернуться к более низким скоростям.». Далее автор также уточняет, что при использовании супертелезумов вроде 600мм выдержка будет составлять 1/500 и короче.
Про композицию автор пишет: «Поместите объект в нужное место в первую очередь, и вам не придется обрезать его позже, научитесь «обрезать» его в видоискателе. Это лучшее место для этого.». Со временем, как мне кажется, любой спортивный фотограф приходит к такому же выводу, как и John Blakemore. Хотя при нынешних технологиях развития софта, зачастую не менее интересно посидеть с фотографией в студии за монитором и выжать из фотоснимка максимум. Новый век – новые технологии и поля для деятельности!
В восьмой главе автор показывает специальные техники фотосъёмки, в том числе на длинных выдержках, смазывая изображения болида в движении и играя цветом. Всего в книге содержится одиннадцать глав.
Безусловно, этот труд американского автора John Blakemore является одним из лучших, который когда-либо создавался фотографами Гран-При, а запечатленные на страницах фотокниги снимки представляют историческую ценность и действительно во многом помогают читателю познать мир фотосъёмки таких автогонок, как Формула 1!
Автор текста: Александр Серёгин